Неприметный с виду, тихий чиновник сидел в кабинете Совмена и уговаривал его дать согласие возглавить холдинг по промышленному развитию золоторудных месторождений в Иркутской, Магаданской областях и Якутии, в которых ему будет представлено 50 процентов акций входящих в него компаний. При этом активы "Полюса" войдут в состав холдинга, и нет смысла, по мнению Рудакова, продавать их по рыночной цене.

Адская атака на "Полюс"

Хорошо знающий Хазрета Совмена, ещё недавно называвший его лучшим другом и самым успешным организатором производства, хитрый чиновник сказал: "Ты же любишь заниматься благотворительной деятельностью? Так вот, в составе холдинга намного увеличатся твои возможности для этой деятельности".

Совмен никак не мог согласиться с посланником Прохорова и сказал, что компания стоит миллиарды долларов, и он может получить их, если выйдет на аукцион. Тот сам построит комбинаты для разработки месторождений и увеличит спонсорскую помощь жителям Сибири и Якутии.

Дружеские встречи и переговоры не увенчались успехом. Но Рудаков не тот человек, который просто так уйдёт в тень и больше не появится в Сибири. Он буквально по пятам ходил за Совменом. Вот что писал в газете "Красноярский рабочий" бывший вице-президент компании по экономике и финансам Владимир Бендюков:

"После избрания Александра Хлопонина губернатором Красноярского края снова заявился Рудаков В. В. к Совмену со словами: "Я пришёл спасать моего лучшего близкого друга! У "Норникеля" теперь не только политическая власть в крае, но и большое влияние и связи в центре, они теперь могут с тобой (с Совменом) сделать всё, что захотят".

Трудно сказать, сколько миллионов отвалил Прохоров своему другу за его усердные хлопоты. Но ведь даже козе понятно, что Рудаков вряд ли бы стал просто так совершать многочисленные перелёты из Москвы в Красноярск и обратно, обивать пороги высоких московских чиновников, а также стучаться в двери министра финансов.

Зачем всё это нужно было ему? Затем, чтобы самому, хотя бы временно, стать председателем совета директоров "Полюса", получить дивиденды и навсегда исчезнуть из края.

И Прохоров, и Рудаков поставленной цели достигли. Ни один, ни второй в здешних краях больше не появляются. Но Михаил Дмитриевич не тот человек, который поступает опрометчиво, когда в руках оказывается такой лакомый кусок. Он не стал демонстрировать и разглагольствовать, какое счастье упало на его голову, а спокойно, со знанием дела, решил перерегистрировать компанию на острове Джерси, находящемся под юрисдикцией Великобритании.

Вот такая у бывшего руководителя партии "Гражданская платформа" гражданская позиция. Как говорят, сливки снял и поспешил избавиться от компании. Он её продал.

И даже глазом не моргнул

Дело сделано, пора, как говорится, лечь на дно, притихнуть, не высовываться там, где не надо. Но Прохоров был бы не Прохоровым, который будет сидеть дома в таёжном посёлке Еруда Северо-Енисейского района, где прописан, и ждать, когда во дворе у него зацветут яблони и груши. Недолго думая, после всех удачно проведённых операций, он пришёл в редакцию телевизионной передачи "Поединок" и сказал: "Я с нуля создал золотодобывающую компанию "Полюс".

И ведь даже глазом не моргнул, когда брякнул эту фразу. Короткая же, однако, память у Михаила Дмитриевича! В то время, когда тот самый "Полюс" в полную мощь работал, производил десятки тонн золота и стал мировым лидером в отрасли, Михаил Прохоров и Александр Хлопонин, нынешний вице-премьер правительства, учились в одном московском институте и были очень успешными бизнесменами, занимаясь производством и продажей варёных джинсов. Зарабатывали, как сами вспоминают, большие деньги.

Сослуживцы Совмена, знающие историю создания предприятия и работающие на нём, были возмущены заявлением Прохорова. Но что они могли делать? Написать жалобы на бизнесмена? В наше время жаловаться на олигархов так же нелепо, как жаловаться палачу, почему тот не помыл руки, прежде чем взяться за топор. Тем не менее многие посылали возмущённые письма в редакции газет и на телевидение. Вот выдержки из письма того же Владимира Биндюкова, опубликованные в "Красноярском рабочем":

"Я являюсь свидетелем создания выдающимся золотопромышленником Х. М. Совменом компании "Полюс" и непосредственным участником строительства им крупнейшего золотопромышленного предприятия России. Заявление Прохорова вызвало у меня глубокое возмущение. В 2002 году он за бесценок, практически рейдерским захватом, приобрёл самую крупную золотодобывающую компанию".

Дальше автор пишет, что произошло это с помощью уже известного читателю В. В. Рудакова и покровителей бизнесмена Прохорова.

- Я был уверен,- говорит Хазрет Меджидович,- что в то время 37-летний молодой человек выполнит все свои обещания, что создадим холдинг, и коллектив моей компании сохранит те льготы, которые имел раньше. Но не успели мы ещё подписать договор с Прохоровым о дальнейших действиях, как тут же, будто по заказу, посыпались телефонные звонки. Одни собеседники явно угрожали, другие - чуть ли не приказным тоном призывали меня не создавать лишних проблем. В то напряжённое время, когда на меня оказывалось такое мощное давление, трудно было принять правильное решение. Отдать в чужие руки своё детище - компанию "Полюс", которая создавалось потом и кровью, оставить детей-сирот без моего попечительства и лишить их тех благ, которые они имели в течение многих лет - согласитесь, было больно и невозможно...

Это не красивые слова Хазрета Меджидовича, а характер человека, который всю свою жизнь упорно трудился, зарабатывал деньги и помогал людям. В трудные безденежные годы, когда бюджетники месяцами не получали зарплату, к нему обратился бывший глава города Красноярска Пётр Пимашков. Совмен взял кредит в банке, весьма внушительную сумму, и передал их городу. Для него это обычное дело - помочь человеку.

Дом, где согреваются сердца

Да, пожалуй, не перечесть всех благородных поступков этого человека, который оказал помощь частным лицам и государственным организациям.

Вспоминаю день, когда на заседании Совета безопасности Красноярского края бурно обсуждали неразрешимую проблему детской беспризорности и нехватки мест в детских садах. Тогдашний губернатор Александр Лебедь хорошо знал проблему и требовал немедленно навести порядок. Но как? Чиновники ссылались на нехватку средств, согласились с высказываниями губернатора, что надо навести порядок, да денег нет.

Тогда встал Хазрет Меджидович и неожиданно для всех присутствующих в зале сказал: "Пусть город выделит место, а я построю детский дом". Успокоившись, что нашёлся такой человек, который взвалил тяжёлую ношу на свои плечи, разошлись. А глава города Пётр Пимашков и Хазрет Совмен стали думать, где можно построить детский дом.

И вот уже в центре Красноярска возвышается настоящий дворец, который стал украшением города на Енисее. С душой, с особым энтузиазмом проектировали его и строили. С пониманием отнеслись к этому делу все городские службы.

Хазрет Совмен сам лично вносил поправки в проект, вникал во все тонкости строительства.

Это по его инициативе в центре дворца - просторный холл. А крыша над ним - в виде стеклянного купола. Огромный холл окружён двухэтажными галереями с балюстрадами, откуда двери ведут в жилые блоки и подсобные помещения. Есть административная зона, медицинская, спортивный блок. Дворец радиофицирован, оснащён современными системами безопасности, климат-контроля, вентиляции. Потому что человек, который задумал его, хотел, чтобы он был самым лучшим детским домом в России.

- Дети, которые уже обделены судьбой, у них нет папы и мамы, должны жить даже чуть лучше, чем те, которые живут в семье,- убеждён Хазрет Совмен.

Чуть больше года понадобилось строителям, чтобы возвести бело-розовый дворец. Уже отпразднован первый 10-летний юбилей. И вот, в день приезда Хазрета Совмена, его встречают здесь, как родного отца, хлебом-солью, дети принарядились в парадную форму и ждут не дождутся, что скажет им человек, которого они давно не видели, и хотят побыстрее рассказать ему о своих успехах.

Жить хочется ради детей

Ещё не успел Хазрет Меджидович договорить последние слова, а его уже схватили за руки две маленькие девчушки и потянули на экскурсию по дворцу.

Сначала показали образцовую группу, где отличная успеваемость, отличная дисциплина, успехи в спорте. В комнатах идеальный порядок, как в лучших отелях, дети живут по двое. В каждой гостиной - телевизор, музыкальный центр, компьютер. В столовой лицеистки угостили его блинчиками собственного приготовления. Показали и швейный цех.

Заглянули в бассейн, все лицеисты умеют плавать. Когда-то Хазрет Меджидович сказал, что каждый день он плавает по 1,5 часа и поставил задачу - всем детям научиться плавать. Задача была выполнена.

Многие в детском доме называют Хазрета Совмена "отцом" или "дедом". А он и не возражает: "Я такой многодетный папа или дедушка. Найдите, у кого ещё 70 ребятишек есть? Не найдёте. Жить хочется - ради детей, ради народа, ради всех тех, кому я смогу помогать".

А детям так нужен пример, на который они могли бы равняться, быть похожими. Так важно понимание, что на этой земле ты кому-то нужен, кто-то заботится о тебе, защитит от жизненных невзгод.

Дети не воспринимают себя как детдомовцев, они - совменовцы. Человек, который так много делает для них, стал не просто учредителем. Они, может, и слова-то такого не знают, хотя это на его личные средства не только построен самый лучший в России, а может быть, и в мире, дворец для детей. За счёт благотворительного фонда имени Х. М. Совмена финансируется вся его текущая жизнь, выплачивается зарплата всем работникам. Хазрет Совмен для семидесяти ребятишек стал единственным родным человеком на этой земле. А кто же ещё?

В библиотеке лицея я перебираю листочки, испещрённые детским почерком, со сказками, рассказами о каникулах, стихами в модном стиле "рэп" и просто стихами, с поздравлениями ко дню рождения Хазрета Меджидовича, письмами ему. В них - детские тревоги и радости, страхи и мечты, бесконечная благодарность и теплота детских душ.

Поговорить по душам, поделиться тайной, посекретничать, разделить успех можно с родным, близким тебе по духу человеком. А если его нет? "Эмоционально разряжаясь, выплёскивая свои эмоции на бумагу, дети расслабляются, становятся добрее, увереннее в себе",- считает библиотекарь Любовь Гончарова.

Путёвка в будущее

- Наша главная задача, поставленная Хазретом Меджидовичем, на протяжении всего периода нахождения здесь - воспитание и подготовка к самостоятельной жизни,- рассказывает директор лицея Евгений Лобачёв.- Процентов шестьдесят наших воспитанников поступили в высшие учебные заведения. Остальные поступают в колледжи, техникумы, лицеи. И каждому ребёнку при выпуске передаём всё, что ему нужно для обустройства быта. Двое ребят уехали учиться в Санкт-Петербург, один - в горный университет, другой - в авиационный.

Все дети уже в стенах лицея пытаются реализовать свои мечты, осваивают первые профессиональные навыки. Учат всех готовить пищу. Всё это под руководством воспитателей. Если у кого-то день рождения, то они готовят праздничные салаты, десерты, сервируют столы и празднуют.

- Мы уверены: голодными они у нас не останутся, горячую пищу приготовить себе умеют все,- говорит Евгений Лобачёв.- Знают, как работает бытовая техника - управятся и с холодильником, и с пылесосом, и с утюгом. Знают, как устроен радиоприёмник, телевизор. А уж про компьютер и речи нет. Некоторые такие доки, что сами пытаются сочинять компьютерные программы. Владеют всеми простейшими инструментами. Наши выпускники точно знают, чего хотят, сделали осмысленный выбор и к взрослой жизни готовы.

В детском доме самоуправление. Есть шесть департаментов - культуры и искусства, здоровья, образования, правовой, экологии и труда, печати. Дети сами составляют план, чем будут заниматься в следующем месяце. Сами подводят итоги. Всех тех, кто заслужил, у кого есть какие-то достижения, поощряют, выплачивают стипендию, помогают формировать месячный бюджет.

Это всё происходит на совете группы. Вместе обсуждают - на какие цели эти деньги потратить. Некоторым надо оплатить, например, телефон, поменять "симку", на это деньги они берут из своей стипендии. У всех сотовые телефоны. Группа - это своего рода семья, где общие вопросы решаются сообща.

- Отдых детей мы планируем задолго до его начала,- рассказывает директор детдома.- Не каждая семья может обеспечить такой отдых ребёнку, как это делаем мы. Конечно, затраты большие - транспорт, путёвки... Всё стоит дорого. Но это тоже очень важно. Мы рассматриваем это не только как отдых. Дети должны знать край, Россию. Должны знать, как вести себя в самолёте, поезде или автобусе. Это тоже практические навыки, некая стадия социализации.

Только благие дела

Благотворительность и постоянная забота о детях для человека с золотым сердцем не заканчивается.

В конце прошлого года по просьбе нынешнего главы города Эдхама Акбулатова в новом микрорайоне был построен и сдан в эксплуатацию самый красивый и удобный для маленьких новосёлов детский сад на 135 мест. Типовой проект этого здания Хазрет Меджидович сам переработал в индивидуальный, вложив из личных средств около 250 миллионов рублей. Теперь у этого садика тоже своё лицо, как и у всего, созданного этим человеком.

Если собрать все здания и сооружения, построенные Совменом в Адыгее, Магадане и Красноярском крае в одном месте, то это было бы самое красивое место на земле.

В дни пребывания в городе на Енисее Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл был восхищён, когда увидел детский дворец. Но не меньше был удивлён высокий гость, посетив часовню Параскевы Пятницы. За её реконструкцию он выразил искреннюю благодарность Хазрету Меджидовичу, который вложил свои средства на обновление этого уникального исторического сооружения.

Оно сильно обветшало, ещё два десятилетия назад нужно было провести реконструкцию. Но, как обычно власти говорят, денег на это нет. И хотя в Красноярске, по статистике, двенадцать миллиардеров, они не очень-то спешат отдавать деньги на благие дела, а тем более - на нужды города.

После реконструкции часовня преобразилась, стала самым любимым местом пребывания молодожёнов в день свадьбы. Она притягивает взоры жителей города и гостей.

За 40 лет работы в Магаданской области и в Сибири Хазрет Меджидович с коллективом единомышленников добыл и сдал государству около 500 тонн золота. В тяжёлые кризисные годы заработанные сотни миллиардов рублей "простым старателем", по выражению П. Ф. Ломако, помогли нам, россиянам, выжить и не оказаться на дне пропасти. Но об этом человеке, который принёс нам такой подарок, не писали в газетах, лишь изредка показывали его по местному телевидению, да и высокие госчиновники не проявляли к нему трепетной любви.

Только сослуживцы Совмена помнят и хорошо знают, как он в своих кирзовых сапогах протопал сотни километров по сибирской тайге, месил грязь и болота в поисках драгоценного металла для государства. Он никогда не засиживался в кабинетах и не мечтал, как наши олигархи, кого бы ещё обжулить и завладеть чужим имуществом.

По велению своих родителей с юношеских лет он стал зарабатывать деньги и начал заниматься благотворительностью, нисколько не жалея о том, что свои сбережения отдаёт детям и прочим нуждающимся в помощи.

Чужой среди своих

Поклонники "таланта" Прохорова, с помощью которых он пытался стать президентом России, прочитав мои рассуждения обязательно скажут: Михаил Дмитриевич не сидит сложа руки, он тоже старается создать комфортную жизнь людям.

И они правы. Но великий "создатель с нуля" компании "Полюс" печётся не о нашем с вами, россияне, благополучии, а о дорогих ему родственниках Дяди Сэма. Для их детей он в Нью-Йорке построил огромный стадион. Информированные источники сообщили - вложил миллиард долларов.

Не те ли это доллары, которые Михаил Дмитриевич с помощью своих надёжных друзей "заработал" и увёл из далёкой сибирской тайги, где золото роют в горах? На этот щепетильный вопрос вряд ли хватит у него смелости дать вразумительный ответ тем же сибирякам, да он и не спешит общаться с ними.

Сколько раз пытался встретиться с Прохоровым Хазрет Меджидович и без вмешательства правоохранительных органов на добровольных началах решить вопрос возврата денежных средства, но тот даже не отвечает на его телефонные звонки.

Окружив себя всесильными мира сего, он чувствует себя, как неуязвимая акула в морской воде, плавает, развлекается с милыми ему дамами в полюбившемся курорте Куршавель, покупает дорогие яхты, готовит почву для проживания в Америке, но ни на минуту не забывает о большой политике, куда так неожиданно занесла его судьба. Найдёт ли он своё место в ней - сказать трудно, хотя бы потому, что более 90 процентов норильчан, где он занимал должность гендиректора "Норникеля", отказали ему в доверии на выборах президента России. Напомню - за Совмена проголосовали 90 процентов избирателей.

Уважаемым человеком для северян Прохоров так и не стал. Теперь, видимо, выход у него один - махнуть в Америку. Не пропадать же вбуханным туда миллиардам! Наступит благоприятный день, и, глядишь, Дядя Сэм вспомнит человека с большим денежным мешком и промолвит: "Приезжай, Мишенька, мы найдём надёжное место, куда приложить твои капиталы".

Не секрет, что не только Прохоров подготовил почву за бугром и живёт с мечтой уехать из России, которая для наших олигархов давно уже стала не родной страной, а лишь территорией свободной охоты. Они хоть завтра готовы сесть на самолёт и улететь за бугор. Как говорил экс-депутат Госдумы РФ Геннадий Гудков, им осталось взять с собой лишь пару галстуков, рубашку, а всё "с трудом" нажитое богатство давно находится в надёжных местах.

Наши олигархи не верят в будущее России, потому что лучше нас знают и видят внутренние движущие механизмы государственной машины, и понимают, в какую пропасть она, с их же благословения, катится. Глубоко проникшая в нашу жизнь коррупция ускоряет процесс распада существующей системы. Ни к чему не обязывающие попытки борьбы с разъедающей всё ржавчиной - лишь очередная спекулятивная трескотня власти.

Для людей вроде Прохорова, Рудакова и их товарищей нормы морали и нравственности - пустой звук. Вырвав из рук создателя и созидателя Хазрета Совмена крупное предприятие, которое могло бы ежегодно поставлять государству более 50 тонн золота, они не переживают об обездоленных детях-сиротах. Для них - это параллельный мир, который никогда не пересечётся с их миром золотого тельца.

Модест МАЛАХИЕВ, главный редактор межрегиональной газеты "Сибирская марка".

На снимках: Хазрет Меджидович - человек трудной судьбы, но трудности только закалили его характер; При Совмене в компании "Полюс" применяли самые передовые технологии; Таким детским дворцом должны гордится не только Красноярск, но и вся Россия; Когда приезжает отец большого семейства, наступает праздник и для ребят, и для персонала.